Салат оливье, живая елка, мандарины и комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» — вот рецепт идеального Нового года для миллионов телезрителей
Виталий Шанга26 декабря 2018 12:2863110
Идут годы, одно столетие сменяется другим, а ни один из ингредиентов пока не нашел достойной замены. Ну разве что к оливье добавились устрицы, мандарины дополнились ананасами, а сразу за «Иронией судьбы» следует занявшая свое место «Ирония судьбы. Продолжение».
«Ирония судьбы, или С легким паром!» — самая показываемая, любимая и цитируемая новогодняя история на территории СССР начиная с 1975 года. Как и главные герои ленты, которые по традиции 31 декабря ходили в баню, так каждый год, в канун Нового года, весь народ традиционно замирал перед телевизорами, наблюдая за уже выученными наизусть перипетиями главных и не очень главных героев.
Что так привлекало людей в этом фильме, почему он не набил оскомину до сих пор — загадка. Видимо, тут сложилось все: и сценарий, и талант режиссера, и точно подобранный актерский ансамбль. И, конечно, главная героиня — загадочная, с нездешним выражением лица Барбара Брыльска. Почему же именно ей Эльдар Рязанов решил доверить партию Нади Шевелевой? Ведь на эту роль пробовались многие советские актрисы — Светлана Немоляева, Людмила Гурченко, Ольга Волкова, Валентина Талызина, Алиса Фрейндлих?
Но сам Рязанов видел только Брыльску. Польскую актрису он заметил в польском же фильме «Анатомия любви». Хотя советская цензура вырезала оттуда почти все эротические сцены, однако им не удалось выправить главного — невероятную сексуальную харизму Барбары. И Рязанов, всегда тонко чувствующий «своих» актеров, тут же решил: главную женскую роль нужно отдавать именно ей, иностранке.
Худсовет тогда, конечно, моментально возмутился: зачем нам полька, когда в СССР и своих актрис полно? Поэтому когда Рязанов раздобыл телефон Брыльски и, волнуясь, позвонил ей домой, то сразу же предупредил: «Только от вас будет зависеть, сыграете вы или нет, потому что все против. Ведь вы иностранка».
И она не подвела. На пробах сыграла так, что ни у кого не осталось сомнений — это и есть Надя Шевелева. Рязанов тогда первым подошел к Барбаре и зашептал: «Спасибо, мы выиграли». А получается, что выиграли все мы, телезрители.
Кстати, сама Брыльска сегодня, годы и десятилетия спустя, не удивляется, что именно она в итоге и получила эту роль. «Когда я приехала на пробы, Фрейндлих еще хорошо не знала, но мне сообщили: „Она — твоя главная конкурентка“. Алиса, не спорю, прекрасна. Но Эльдар понимал: этого мало, чтобы перевернуть в одну ночь жизнь человека, мужчины… Такое почти невозможно, и я согласна: ей Бог дал талант, мне — красоты, да? Талант — не ее заслуга, красота — не моя. Так что у нас — ноль-ноль».
Актриса практически не говорила по-русски, и некоторые уточнения съемочной группе приходилось делать на английском. А Валентина Талызина все же примерила на себя в какой-то мере главную роль, ее голосом в итоге заговорила польская актриса на озвучании.
После выхода картины в СССР Брыльска стала всенародной любимицей, все женщины хотели быть на нее похожей, но в Польше подобный успех к ней так и не пришел. Наоборот, говорят, ее даже ревновали к советскому зрителю.
Барбаре Брыльске роль в «Иронии» обеспечила эротическая «Анатомия любви». Удивительно, но годы спустя эротика и секс сыграли не последнюю роль в выборе актрисы на главную женскую роль в комедии «Ирония судьбы. Продолжение». Ведь Елизавета Боярская, которая и сыграла в комедии Тимура Бекмамбетова, незадолго до этого снялась в фильме «Вы не оставите меня» Аллы Суриковой. И удивила там всех (в том числе и родного отца) довольно откровенными сценами.
По словам самой Барбары Брыльски, которой тоже нашлось место в продолжении, Лиза Боярская — достойный выбор. «Моя дочь мне очень понравилась, — призналась актриса. — Очень красивая».
А между тем поначалу эту роль создатели картины предлагали Милле Йовович. Отослали ей сценарий, долго ждали, однако в итоге получили отказ. Без объяснения причин. А Елизавета сыграла легко и непринужденно. Актриса согласилась сниматься с удовольствием. «Куранты, елка, Дед Мороз, мандарины, оливье, шампанское, хлопушки и „Ирония судьбы“ — обязательно, — рассказывает Елизавета. — Это главный аккумулятор Нового года. В детстве я смотрела фильм в компании родителей, затем стала воспринимать его как отдельное произведение, потом стала всматриваться, цитировать, находить иные смыслы. Сейчас следующая стадия, когда ты не смотришь фильм, а просто включаешь в каждой комнате телевизор, и он идет, а ты накрываешь на стол, нарезаешь салат. То есть это некая настройка, прелюдия к Новому году, повторяющаяся каждый год 31-го числа. Фильм идет, как снег за окном, как атмосферное явление».
Как и в первом фильме, в продолжении режиссер решил сделать ставку на отличный актерский ансамбль. Константин Хабенский, Сергей Безруков, Михаил Ефремов и, само собой, герои прошлого фильма — Барбара Брыльска, Андрей Мягков, Юрий Яковлев. Не было только Георгия Буркова, он умер в 1990 году, и Лии Ахеджаковой — она отказалась сниматься. А у Ольги Науменко, сыгравшей роль Гали, не совпал рабочий график, поэтому сцена с ее участием из конечного варианта фильма была вырезана. Всю женскую партию в первой части фильма и заглавную песню второй части исполнила Алла Пугачева. Сам Рязанов появился в обеих частях, сыграв роль авиапассажира, на плечо которого наваливается пьяный Лукашин. Так, в первом фильме у него на плече храпел Андрей Мягков, игравший Женю Лукашина, а во втором — Константин Хабенский, исполнивший роль его сына — Кости Лукашина.
По сценарию у главных героев появились дети, с которыми происходит та же история, что и с их родителями. Как водится, фильм-продолжение разделил зрителей на два лагеря. Веские аргументы и у сторонников картины, и у противников. Картина — дитя своего времени. Она просто переполнена рекламой. Ее даже назвали чемпионом продакт-плейсмента. Но, так или иначе, только в первый день продаж зрители раскупили билетов на миллион долларов. И тот факт, что фильм «Ирония судьбы. Продолжение» признали самым кассовым в прокате 2008 года, говорит о многом.
«Важно, что это не ремейк, что это именно продолжение, — уверена Елизавета. — Этот фильм нельзя было не сделать! Его нужно было снять обязательно, чтобы соединить разные поколения. Потому что эта история про чувства и человеческие отношения могла произойти и тридцать лет назад, и в позапрошлом веке, и сегодня, и может произойти через сто лет. Еще интересно понять, как эта ситуация могла повториться в наши дни в соответствии с нашими представлениями о благополучии, о том, что могло бы быть хорошо для персонажей».